Один богатый и образованный бенгалец много раз просил гуру, чтобы тот принял его в свои ученики. Но гуру неизменно отказывал ему. Бенгалец приходил снова и снова. Наконец гуру не выдержал и сказал ему: «Я приму тебя в ученики только в том случае, если ты приведешь ко мне кого-нибудь, кто будет хуже тебя во всех отношениях. Я проверю тебя таким образом».
Бенгалец очень обрадовался. Он подумал, что это очень легкое задание: ему нужно просто выйти на улицу, схватить первого попавшегося человека и привести его к гуру и все. Ведь никто может сравниться с ним ни в силе, ни образованности, ни в богатстве, ни в аристократизме.
Итак, он вышел на улицу и схватил первого попавшегося ему человека. Но тут он подумал: «Может быть этот человек не так образован и аристократичен, как я, но что если он умеет прыгать выше, чем я? В конце концов каждый человек наделен какими-то особенными качествами, которые отличают его от других. Поэтому я никогда не смогу найти человека, который был бы хуже меня во всем».
Поэтому бенгалец решил остановить свой выбор на животных. Он увидел осла, но подумал, что, хотя это животное и глупое, оно все же гораздо сильнее человека. Тогда он начал искать среди птиц и деревьев, но, как оказалось, все они обладали какими-либо мистическими способностями (умение есть корнями Прабхупада также называл мистической способностью), которыми человек не обладал. Даже какой-то примитивный червяк обладает способностями, которых нет у человека: он превращает отходы жизнедеятельности человеческого организма в полезное удобрение, которое просто необходимо земле… «Таким образом, даже этот червяк в каком-то смысле лучше меня, ведь я не могу сделать даже этого», — подумал бенгалец.
Проведя еще несколько месяцев в бесплодных поисках, этот бенгалец вернулся к гуру и признался, что ему так и не удалось найти существо, которое было бы хуже его во всем. Сделав такое признание, он повернулся, чтобы уйти, но тут гуру остановил его и сказал: «Не уходи, подойди ко мне, я принимаю тебя в свои ученики».
Комментарий:
Путь духовного обучения начинается с принятия духовного учителя. Мы сможем получить духовное знание только в том случае, если будем смиренными. Гордость не позволяет служить. Есть духовные учителя, которые не принимают гордых учеников, так как видят, что те не смогут воспринять духовное знание.